Такое должны знать все! Умер барон Эдуард Фальц-Фейн. 14 сентября 2018 года ему исполнилось 106 лет Человек-легенда, человек -эпоха жил в городе Вадуц, столице Княжества Лихтенштейн. Последний человек на Земле, которого держал на руках император Николай II. Думаю, что любой человек, попадающий в орбиту барона Фальц-Фейна, особенно в последние годы, остро чувствовал связь времен и эфемерность самого понятия временных рамок. Барон родился в 1912 году в Российской империи, в фамильном имении Гавриловка Херсонской губернии, наследник миллионов богатейшего землевладельческого семейства Фальц-Фейн и продолжател славного рода Епанчиных, давшего России трех адмиралов Военно-морского флота.
В 1917-м, потеряв капиталы, семья покинула Россию. После ранней смерти отца и скитаний, они осели в Ницце. Воспитанием Эдуарда занималась мама - Вера Николаевна и дедушка - генерал от инфантерии, директор Его Величества Пажеского корпуса Н.А.Епанчин - отсюда его незыблемая «русскость». Потомок Рюриковичей и немецких крестьян, чемпион Парижа по велогонкам, французский спортивный журналист, созидатель, глава Олимпийского Комитета и гражданин княжества Лихтенштейн, в котором он «с нуля» создал индустрию туризма, заработав на этом состояние. Российско-украинский патриот и меценат, тратящий свои капиталы на поиск и возвращение на Родину утраченных ценностей. Об Э.А.Фальц-Фейне написаны книги и сняты фильмы. Перечень всех его деяний и даров огромен. Эдуард Александрович потратил несколько лет жизни и огромное состояние на поиски легендарной Янтарной комнаты, а затем стал помогать её воссозданию в Царском Селе.
Покупал в Швейцарии высокоточные станки для обработки янтаря и отправлял их в музей-заповедник «Царское село», лично следил за ходом работ. Там даже установили бюст барона, что его очень смущает. Перезахоронение в Россию праха Фёдора Шаляпина - его заслуга. Дары барона есть в Русском музее, Российском государственном историческом архиве Санкт Петербурга, Музее частных коллекций, Бахрушевском и Шаляпинском музеях Москвы, в Академии наук Украины, Алупкинском, Ливадиевском дворцах и тд. Покупая все эти ценности на международных аукционах, разыскивая их в антикварных лавках, барон всегда помнил слова своего отца Александра Эдуардовича Фальц-Фейна: «От Родины нельзя требовать, ей надо отдавать». Захоронение останков Семьи Императора Николая II стало возможным во многом благодаря активному участию барона. Он организовал сложную многоходовую семилетнюю операцию по возвращению в Россию архива колчаковского офицера, профессионального следователя Н.А.Соколова, который в 1918-19 годах, по горячим следам, расследовал дело об убийстве Царской Семьи.
Момент, когда ему доверили держать в руках шкатулку с образцами останков Царственных Мучеников, Эдуард Александрович вспоминает как одно из самых сильных переживаний его долгой и яркой жизни. Он внимательно следит за ходом многолетних экспертиз по идентификации останков Царской Семьи и терпеливо ждет торжества справедливости. Олимпиада 1980-го года состоялась именно в Москве, а не в Лос-Анджелесе во многом благодаря барону Фальц-Фейну. В благодарность за то, что императрица Екатерина II пригласила его предков из Германии в Россию, Эдуард Александрович стал одним из создателей музея и памятника на её родине, в городе Цербсте. Он подарил для экспозиции уникальные экспонаты, в том числе бесценный бюст Екатерины II работы великого французского скульптора Ж.А.Гудона. Этот музей русской истории – один из немногих в Западной Европе, но, благодаря Фальц-Фейну, вовсе не единственный. Ещё в детстве, благодаря рассказам деда-генерала Н.А. Епанчина маленький Эдди «заболел Суворовым». Спустя многие годы в швейцарском кантоне Гларус он создал музей, выпустил почтовую марку и специальный альбом, посвящённые 200-летию Альпийского перехода.
На горном перевале Saint-Gothard инициировал установку памятника генералиссимусу. А в возрасте далеко за семьдесят, барон лично водил экскурсии по суворовским горным перевалам. Уже много лет он патронирует Суворовское училище Санкт Петербурга, в котором учредил премии лучшим курсантам, восстановил Мальтийскую капеллу. Барон выполнил завещание дедушки - Н.А.Епанчина, издав его ценнейшие мемуары «На службе трех императоров». В Женеве и Больцано он с большим трудом нашел и оплатил на десятилетия вперед уход за могилами дочерей Ф.М.Достоевского - Сонечки и Любови. Дядя барона, Фридрих Эдуардович Фальц-Фейн - «Асканийский Дарвин». Еще в 1898 году он создал в своем имении Аскания Нова Херсонской губернии третий в мире, после Лондонского и Амстердамского, уникальный частный заповедник «Аскания-Нова». Более пяти тысяч редких животных, 27 из которых и сейчас занесены в Красную Книгу. На сегодняшний день он входит в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Эдуард Александрович вложил огромные средства в восстановление заповедника, поставил памятник его создателю и основал музей большого семейства Фальц-Фейн, много сделавшего для процветания края.
По просьбам асканийцев, взамен разрушенной церкви, построенной его бабушкой С.Б.Фальц-Фейн, барон стал главным спонсором строительства огромного девятикупольного православного Собора, освященного в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Один из приделов освящен в честь Царя-Мученика Николая ll,посетившего Аскания-Нова в апреле 1914 года, а еще один придел - в честь святого Олега Брянского-святого покровителя Олега (Эдуарда) Александровича фон Фальц-Фейн, которого Император ребенком держал на руках. Круг замыкается…Эдуард Александрович обо всем заботился загодя, и место для себя в семейном захоронении на русском кладбище «Кокад» в Ницце, обустроил уже больше тридцати лет назад.